Примерное Положение по порядку распределения стимулирующей части фонда оплаты труда учителей в МОУ Октябрьской средней общеобразовательной школе.
В соответствии с Положением об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 28.06.2007 г. № 462/22 «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области» в заработную плату учителей в общеобразовательных учреждениях входят выплаты стимулирующего характера. Виды условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера общеобразовательное учреждение определяет самостоятельно.
Установление выплат стимулирующего характера производится с учетом показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников и (или) органа государственно-общественного управления. Решение по данному вопросу закрепляется в коллективном договоре и (или) в решении государственно-общественного органа управления.
Таким локальным нормативным актом является утвержденное в установленном порядке Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения (далее Положение). В Положении отражены критерии и показатели качества и результативности труда учителей школы, лежащие в основе определения размера стимулирующей надбавки, порядок расчета и выплаты стимулирующих надбавок.
В Таблице 1 приведены примерные критерии для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда учителей:
1. Успешность учебной работы (динамика учебных достижений учащихся, в т.ч. на внешкольных олимпиадах, конкурсах)
2. Активность во внеурочной, воспитательной деятельности
3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта
4. Участие в методической, научно-исследовательской работе
5. Использование современных педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, в процессе обучения предмету
6. Повышение квалификации, профессиональная подготовка.
7. Субъективная оценка со стороны родителей обучаемых школьников
8. Субъективная оценка со стороны обучаемых школьников
9. Дополнительный критерий (устанавливается ОУ самостоятельно)
Приведенные в таблице критерии являются примерными и могут быть изменены и дополнены общеобразовательным учреждением в соответствии с его миссией и целями. При этом важно исходить из того, что эти надбавки должны стимулировать учителя к более качественному, эффективному, результативному (с точки зрения образовательных достижений учащихся) труду.
Каждому критерию присваивается определенное максимальное количество баллов (общая сумма баллов по всем критериям в предлагаемой таблице равна 100). Весовые значения каждого критерия в баллах также является примерным, т.е. общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно определить максимальное количество баллов по каждому критерию, исходя из своих целей и задач, социального заказа, реализуемой программы развития. Для измерения результативности труда педагогического работника по каждому критерию вводятся показатели (К1 – К15) и шкала показателей.
В предлагаемом варианте наибольшее количество баллов присвоено критериям, стимулирующим учителя к достижению учащимися наибольших успехов в учебной деятельности. В соответствии с миссией, целями и конкретным социальным заказом возможна корректировка как самих критериев и показателей, так и их весового значения в баллах в сторону усиления воспитательных эффектов, положительных результатов в социализации учащихся и др.
Расчет размеров выплат из стимулирующей части ФОТ целесообразно производить по результатам отчетных периодов (полугодий, четвертей), что позволяет учитывать динамику учебных достижений. Накопление первичных данных для расчета показателей (К1 – К13) ведется в процессе мониторинга профессиональной деятельности каждого учителя в рамках внутришкольного контроля.
Для расчета К1, К2, К3 возможно использовать как итоговые оценки по предмету за отчетный период (четверть, полугодие), так и результаты срезовых административных (школьных и (или) муниципальных) работ. Предпочтительным является использование преимущественно внешней по отношению к учителю оценки учебных достижений учащихся – результаты ЕГЭ, новая форма аттестации выпускников основной школы, административные контрольные работы и т.п., что позволит более объективно оценить учебные достижения учащихся.
Для расчета показателя К4 невозможно определить исчерпывающий перечень мероприятий – олимпиады, конкурсы, конференции, семинары и др., участие и (или) победа в которых учащихся является основанием для стимулирующих выплат учителю. Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно формирует этот перечень в зависимости от специфики образовательного учреждения, с учетом традиций и иных условий.
Для расчета показателей К5 и К6 потребуется дополнительная разработка форм учета занятий учителя со слабоуспевающими и хорошо успевающими учащимися. Для администрации общеобразовательного учреждения возникает необходимость создания условий для такой работы (планирование времени и места проведения дополнительных занятий, учет и контроль их проведения), что может стать дополнительным критерием для определения стимулирующей надбавки руководителю общеобразовательного учреждения. Результативность работы учителя со слабоуспевающими и хорошо успевающими учащимися учитывается в показателе К3.
При расчете показателя К7 учитываются только не вошедшие в тарификацию часы, так как тарифицированные часы оплачиваются в составе базовой ставки. Этот показатель предназначен для стимулирования не входящей в функциональные обязанности учителя деятельности по дополнительному, расширенному, углубленному изучению предметов. Возможен и другой подход, когда при расчете этого показателя учитываются и тарифицированные часы факультативов и других подобных занятий. В таком случае происходит стимулирование привлечения учащихся к занятиям, для них не являющихся обязательными.
Поскольку воспитательная работа входит в функционал классного руководителя и соответственно оплачивается, то при расчете показателя К8 предлагается учитывать только ту воспитательную работу педагогического работника, которая не входит в функционал классного руководителя (например, организация и проведение предметных недель, экскурсий, туристических походов и др.)
Введение показателя К9 исходит из того, что обобщение и распространение передового педагогического опыта с использованием мастер-классов, открытых уроков, выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах, опубликования работ, наставничество в отношении молодых учителей ведет к повышению качества и результативности деятельности не только собственной, но и тех, кому транслируется передовой опыт, что приводит к общему повышению качества образования. Предложенный в таблице перечень форм обобщения передового педагогического опыта является примерным. Конкретный перечень форм обобщения и распространения передового педагогического опыта учитываемых при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда формируется общеобразовательным учреждением в соответствии со своей спецификой.
Показатель К10 возможно учитывать и в случае применения собственных методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий, как в собственной профессиональной деятельности, так и в случае применения этих разработок другими учителями. Общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет формы экспертизы, признания (сертификации) педагогических разработок, результативности их применения и дает рекомендации по их применению. Это могут быть заседания педагогического совета, школьного или муниципального методического объединения учителей, научно-методического совета и др. Также в этом показателе учитывается инновационная и экспериментальная деятельность педагогического работника.
Для полноценного использования показателя К11 необходимо наладить учет использования мультимедийных средств обучения, компьютерных программ, видео, аудио аппаратуры и пр., здоровьесберегающих технологий. Согласно существующей практике применение этих средств должно отражаться в классном журнале, но, поскольку эти сведения практически ни на что не оказывали влияния, большинство учителей эту работу не вели. Особого внимания заслуживает применение здоровьесберегающих технологий, применение которых находятся в компетенции учителя. Образовательному учреждению необходимо составить перечень таких технологий, наладить их учет и контроль. Поскольку материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях имеет значительные различия, то и возможности применения ИКТ и других передовых технологий серьёзным образом зависят от конкретных условий. Поэтому при расчете этого показателя предлагается использовать экспертную оценку использования современных педагогических технологий в процессе обучения предмету каждым педагогическим работником.
Расчет показателя К12, стимулирующего повышение квалификации, профессиональную подготовку не вызовет трудностей в части повышения квалификации и профессиональной подготовки в различного рода образовательных учреждениях, выдающих по результатам обучения сертификаты. Сложнее обстоит дело с повышением квалификации в форме самоподготовки, учет которой трудно формализовать и учитывать. Общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет, какие виды повышения квалификации и профессиональной подготовки оно будет учитывать при распределении стимулирующей части ФОТ.
Предлагаемые показатели К13 и К14 субъективная оценка со стороны родителей обучаемых школьников и субъективная оценка со стороны самих школьников сопряжены с наибольшим риском ввиду неразработанности методик социальных опросов этих категорий участников образовательного процесса. Тем не менее, необходимость оценки качества и результативности работы учителя обществом стала требованием времени и общества.
Показатель К15 вводится общеобразовательным учреждением и отражает специфику его деятельности. Это могут быть дополнительные показатели качества и результативности работы в классах углубленного изучения за освоение и внедрение программ повышенного уровня (если за работу в таких классах не выплачивается компенсирующая надбавка), дополнительные показатели качества и результативности работы в классах компенсирующего обучения (в таких классах трудно добиться большого количества четверок и пятерок, что ставит учителей в неравное положение по сравнению с работающими в продвинутых классах) и т.д.